Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования Республики Беларусь определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний..
Актуальность программы.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков. Данная образовательная программа является средством развития мотивации, творческого потенциала обучающихся в процессе совместной добровольной, продуктивной творческой деятельности. Программа ориентирована на освоение социальных ценностей, формирования гражданского сознания, чувств и поведения обучающихся, подготовки их к жизни в обществе и выполнению конституционного долга – службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
Педагогическая целесообразность.
Занимаясь по программе «Защитник Отечества», учащиеся имеют возможность не только овладеть теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками строевой, огневой военной подготовки, подробное представление о воинском труде. Еще один положительный момент – это то, что занятия по программе благотворно влияют на детский организм, помогают развитию сплоченности, дружбы, ответственности. Отличительной особенностью программы является то, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную подготовку. Программа дает возможность получить допрофессиональную военную подготовку, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы и специальной подготовке.
Цель: воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности, патриотизма, формирования мировоззренческой, информационной и поведенческой культуры, воспитания ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья, осознания собственной роли в развитии белорусского общества, готовности к защите Родины.
Задачи:
1. Формировать представления о специфике пограничной службы, роли и месте органов пограничной службы Республики Беларусь (далее – органы пограничной службы) в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь, основных вехах истории пограничной службы, традициях и ритуалах органов пограничной службы.
2. Способствовать изучению актов законодательства в сфере деятельности органов пограничной службы и основных положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь; получению первичных навыков владения стрелковым оружием и изучение правил безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
4. Учить практическим навыкам освоения одиночной строевой подготовки, повышению уровня физической подготовленности обучающихся.
5.Формировать такие качества личности как: смелость и решительность.
6. Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, глубокого понимания личной ответственности за защиту своей Родины – Республики Беларусь.
7. Укреплять здоровье, удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке, укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм учащихся, снимать физическую и умственную усталость, формировать правильную осанку, изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью, формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями, прививать жизненно важные гигиенические навыки, стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности.
Программа разработана на 2 года обучения.На первом году обучения занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, в год 36 часов. На втором году обучения проводятся 2 раза в неделю с продолжительностью по 45 минут. В год 72 часа.
В объединении занимаются учащиеся 14 - 17 лет. Группы комплектуются мальчиками и девочками, не имеющими предварительной подготовки. Количество человек в группе 8-10 человек. Как правило, занятия проводятся в группе, в соответствии с календарным учебным графиком. Формирование учебных групп осуществляется согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям к наполняемости учебных групп.
При комплектовании объединения по интересам руководствовался РЕШЕНИЕМ Дрибинского районного исполнительного комитета №29-3 от 2 декабря 2022 года (наполняемость групп в сельской местности 8-10 учащихся).
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная деятельность осуществляется по следующим разделам:- вводное занятие (военно-историческое знание); - пограничная подготовка;духовно-нравственное воспитание; военная политика Республики Беларусь. Вооруженные Силы Республики Беларусь. Подготовка граждан к прохождению военной службы; физическая подготовка; итоговое занятие.
Личностное развитие обучающихся – одна из основных задач в реализации программы. Цель работы педагога в этом направлении – способствовать формированию гражданской позиции патриотизма и любви к Родине, способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека. На протяжении работы с детьми педагог формирует у занимающихся нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
Воспитательные средства:
• личный пример и педагогическое мастерство педагога;
• высокая организация учебного процесса;
• атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
• дружный коллектив.
Реализация программы строится в тесном взаимодействии срайонным военным комиссариатом.
При составлении программы руководствовался Кодексом Республики Беларусь об образовании. Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (военно-патриотический профиль), утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 №123. , образовательная область «Подготовка к военной службе» и типовой программы дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля, образовательная область «Физкультурно-спортивная деятельность» и образовательной программы «Волейбол», автор Е.В.Петренко, программы дополнительного образования детей «Патриот», автор Шаповалова О.А., пособие «Допризывная подготовка», Варламов.
Задачи 1-го года обучения:
познакомить:
с историей создания органов пограничной службы Республики Беларусь;
со структурой органов пограничной службы Республики Беларусь;
с ролью органов пограничной службы в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь;
с историей развития ручного огнестрельного оружия;
с терминологией разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
со способами и особенностями движений, передвижений;
с правами и обязанностями учащихся военно-патриотического класса;
с основными вехами истории пограничной службы;
с основными положениями строевого устава Вооруженных Сил Республики Беларусь;
с обязанностями военнослужащего перед построением и в строю;
с строевыми приемами и движениями без оружия;
с правилами воинской вежливости;
с перечнем воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь;
с воинскими ритуалами;
с правилами стрельбы из стрелкового оружия;
со способами укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа;
с комплексом упражнений, направленным на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
с правилами здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
учить:
выполнять строевые приемы и движения без оружия;
стрелять из пневматического оружия;
выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств;
использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение);
применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Учебно – тематический план 1-й год обучения
№ п/п
|
Название раздела, темы
|
Количество часов
|
Всего
|
Теория
|
Практика
|
|
Вводное занятие. Правила безопасности во время занятий
|
1
|
1
|
-
|
|
Пограничная подготовка
|
3
|
3
|
-
|
|
Духовно-нравственное воспитание
|
3
|
3
|
-
|
|
Военная политика Республики Беларусь. Вооруженные Силы Республики Беларусь. Подготовка граждан к прохождению военной службы.
|
1
|
1
|
-
|
|
Основы военной подготовки:
|
12
|
7
|
5
|
5.1
|
Строевая подготовка
|
4
|
1
|
3
|
5.2
|
Уставы Вооруженных сил РБ
|
1
|
1
|
-
|
5.3
|
Огневая подготовка
|
2
|
1
|
1
|
5.4
|
Военная топография
|
1
|
1
|
-
|
5.5
|
Военно-медицинская подготовка
|
2
|
1
|
1
|
5.6
|
Выживание и деятельность в экстремальных условиях
|
2
|
2
|
-
|
|
Физическая подготовка
|
15
|
-
|
15
|
|
Итоговое занятие
|
1
|
-
|
1
|
|
ИТОГО
|
36
|
15
|
21
|
Содержание образовательных областей
Вводное занятие. (1 час).
Инструктаж по ТБ. Содержание программы, задачи обучения по каждому разделу и порядок проведения специальной военной подготовки. Обязанности обучаемых и правила их поведения на занятиях. Игры и упражнения.
Пограничная подготовка (3 часа)
Органы пограничной службы Республики Беларусь. Система, руководство органами пограничной службы. Государственный пограничный комитет. Территориальные органы пограничной службы. Орган пограничной службы специального назначения (1 час).
Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь. Установление и изменение государственной границы, прохождение и изменение её на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков (2 час).
Духовно-нравственное воспитание (3 часа)
История возникновения кадетских корпусов (1 час).
Защита Отечества нашими предками (1 час).
Героизм советских воинов при защите своего Отечества в Великой Отечественной войне (1 часа).
Военная политика Республики Беларусь. Вооруженные силы Республики Беларусь. Подготовка граждан к прохождению военной службы. (1 часа)
Практическое занятие (экскурсия). Ознакомление с подразделениями органов пограничной службы (видео 1 час).
Основы военной подготовки (12 час)
Строевая подготовка (4 часа)
Строи и их элементы.
Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Повороты на месте.
Движение строевым и походным шагом.
Выполнение воинского приветствия на месте.
Выполнение воинского приветствия в движении.
Выполнение команд в движении. Повороты в движении.
Уставы вооруженных сил Республики Беларусь
(1 час)
Общевоинские уставы. Принцип единоначалия. Воинская дисциплина (1 час).
Огневая подготовка (2 часа)
История возникновения и развития оружия .
Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами .
Основы стрельбы.
Пневматическое и малокалиберное оружие.
Приемы стрельбы.
Автомат Калашникова. Тактико-технические характеристики.
Ручные осколочные гранаты.
Выполнение упражнений стрельб из пневматической винтовки (практическое занятие).
Военная топография (1)
Ориентирование на местности. Топографические карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов. Ориентирование по карте. Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.
Военно-медицинская подготовка (2)
Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Индивидуальные средства оказания первой медицинской помощи. Алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия. Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.
Выживание и деятельность в экстремальных условиях (2)
Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию
Выживание в условиях автономного существования
Добывание огня, воды и пищи
Экстремальные условия в воинской деятельности
Физическая подготовка (15 часов)
Физическая культура и спорт в РБ.
Понятие о физической культуре. Возникновение и история физической культуры. Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая культура и спорт - средство всестороннего развития личности.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
Гигиена одежды и обуви. Личная гигиена. Распорядок дня и двигательный режим школьника. Режим питания и питьевой режим.
Правила закаливания. Медицинский осмотр во врачебно - физкультурном диспансере.
Инструктаж по правилам безопасности. Места занятий, оборудование, инвентарь.
Инструктаж по правилам безопасности на занятиях легкой атлетикой, гимнастикой и акробатикой, настольным теннисом, подвижным и спортивным играм.
Гимнастика.
Комплекс упражнений утренней гимнастики. Общеразвивающие упражнения с предметами и без (мячами, скакалками, гимнастическими палками), на гимнастических снарядах (стенках, скамейках).
Лазанье, висы, упоры, равновесие
Лазанье по канату. Подтягивание из виса (мальчики).
Легкая атлетика.
Медленный бег до 15 мин. Бег на короткие дистанции 20, 30, 60 м.
Повторный и переменный бег 400-800м.
Метание мяча 150гр. на дальность с места и разбега нескольких шагов. Кросс 2000 м.
Подвижные игры.
«Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч- среднему», «Мяч- капитану», эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий. «Перестрелка», «Пионербол».
Настольный теннис.
Правила игры, стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева.
Выбор позиции. Удары по мячу. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Разновидности ударов, нападающие и защитные; по прямой и косые; короткие и средние, длинные; с низким, средним, высоким отскоком; быстрые, средней силы, медленные. Выбор позиции. Применение изученных ударов против ударов противника. Игры на счёт. Соревнование по круговой системе.
Итоговое занятие. Соревнование.
Ожидаемые результаты
В результате изучения некоторых вопросов истории органов пограничной службы и Вооруженных Сил Республики Беларусь, тактической подготовки, огневой подготовки, тактики пограничной службы, военной топографии, Общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь, положений Строевого устава Вооруженных Сил Республики Беларусь и получения практических навыков в их выполнении учащиеся должны:
1-й год обучения
Иметь представление:
об истории создания органов пограничной службы Республики Беларусь;
о структуре органов пограничной службы Республики Беларусь;
о роли органов пограничной службы в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь;
об истории развития ручного огнестрельного оружия;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о способах и особенностях движений, передвижений.
Знать:
права и обязанности учащихся военно-патриотического объединения по интересам;
основные вехи истории пограничной службы;
основные положения строевого устава Вооруженных Сил Республики Беларусь;
обязанности военнослужащего перед построением и в строю;
строевые приемы и движения без оружия;
правила воинской вежливости;
перечень воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь;
воинские ритуалы;
правила стрельбы из стрелкового оружия;
способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания, самомассажа.
комплексы упражнений направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
правила здорового образа жизни, ответственность личности за свое здоровье.
Уметь:
выполнять строевые приемы и движения без оружия;
стрелять из пневматического оружия;
выполнять воинское приветствие на месте и в движении.
применять средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств.
использовать приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).
применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Задачи 2-го года обучения:
познакомить:
с основными понятиями о воинской обязанности;
с основными положениями Общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь;
с правилами и мерами безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и имитационными средствами;
с основами стрельбы из стрелкового оружия;
с понятиями: назначение, боевые свойства, тактико-технические характеристики, устройство АК-74 и его боевое применение;
с классификацией и изображением на карте основных топографических элементов местности;
со строем отделения и команды, подаваемые для построения, движения и перестроения отделения, взвода на месте и в движении;
с основами здорового образа жизни, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
учить:
стрелять из пневматического оружия;
снаряжать магазин автомата Калашникова;
снаряжать магазин ПМ;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку ПМ;
читать топографическую карту;
четко и красиво выполнять строевые приемы и движения без оружия;
четко и молодцевато выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
правильно действовать в строях отделения, взвода;
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки.
Учебно – тематический план 2-й год обучения
№
|
Разделы программы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
|
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
|
1
|
1
|
-
|
|
Историко-правовая подготовка
|
3
|
3
|
-
|
2.1
|
История вооруженных сил разных стран мира.
|
1
|
1
|
-
|
2.2
|
Дни воинской славы в РБ
|
1
|
1
|
-
|
2.3
|
Законы о Вооруженных Сил РБ
|
1
|
1
|
-
|
3
|
Строевая подготовка
|
12
|
2
|
10
|
3.1
|
Строевые приемы в составе подразделения в движении
|
6
|
1
|
5
|
3.2
|
Строевые приемы и движение с оружием: одиночно и в составе подразделения
|
6
|
1
|
5
|
|
Огневая подготовка
|
12
|
2
|
10
|
4.1
|
Разборка и сборка автомата АК-47. Стрельба в тире
|
12
|
2
|
10
|
|
Тактическая подготовка
|
10
|
1
|
9
|
5.1
|
Способы ведения разведки. Действия солдата в бою
|
10
|
1
|
9
|
|
Медицинская подготовка.
|
10
|
1
|
9
|
6.1
|
Оказание доврачебной помощи в полевых условиях
|
10
|
1
|
9
|
|
Психологическая подготовка
|
10
|
1
|
9
|
7.1
|
Специфика жизнедеятельности в воинском коллективе
|
10
|
1
|
9
|
|
Туристская подготовка
|
13
|
2
|
11
|
8.1
|
Особенности подготовки и организации похода
|
12
|
2
|
10
|
|
Итоговое занятие
|
1
|
-
|
1
|
Итого
|
72
|
13
|
59
|
Содержание образовательных областей
1.Вводное занятие (1 час)
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.
Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения.
Форма проведения: беседа, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия.
2. Историко-правовая подготовка (3 часа).
2.1. История вооруженных сил разных стран мира.
Теоретические знания: история формирования вооруженных сил разных стран, особенности службы в армии в зарубежных странах, воинские звания и знаки отличия, государственные награды;
Методы и приемы: наглядный, словесный, беседа;
Форма проведения: беседа, тестирование, презентация.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
2.2. Дни воинской славы РБ.
Теоретические знания: исторически важные битвы и сражения русской армии с древнейших времен;
Практические знания: знание тактических приемов;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: практические занятия, презентация, тестирование.
Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
2.3. Законы о Вооруженных Силах РБ.
Теоретические знания: Правовые основы воинской службы: Конституция РБ, Законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащего", "О воинской обязанности и воинской службе", "О знамени победы". Общевоинские уставы ВС РБ - закон воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность. Воинские звания. Права и ответственность военнослужащих, ;
Практические знания: применения законов в жизни;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: тестирование, рефлексия
3. Строевая подготовка (12 часов).
3.1. Строевые приемы в составе подразделения.
Практические знания: Выполнение строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "на спину" и других одиночно;
Методы и приемы: беседа, наглядность, словесный,;
Форма проведения: практическое занятие, рефлексия
3.2. Строевые приемы и движение с оружием: одиночно и в составе подразделения.
Практические знания: выполнение строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "на спину" и других одиночно;
Методы и приемы: беседа, наглядность, словесный,;
Форма проведения: практическое занятие, рефлексия
4. Огневая подготовка (12 часов).
4.1. Разборка и сборка автомата Калашникова. Стрельба в тире.
Теоретические знания: знание новинок оружия, машин, изучение боевых свойств и устройства пневматического и огнестрельного оружия (МК-винтовки, автомата и пулемета Калашникова, пистолета Макарова, гранатомета РПГ-7 и др.)
Практические знания: умение характеризовать оружие, разборка и сборка автомата, стрельба по мишеням из разных положений;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: тестирование, рефлексия, практическое занятие.
5. Тактическая подготовка (10 часов).
5.1. Способы ведения боя. Действия солдата в бою.
Теоретические знания: действия солдата в бою, способы ведения разведки, боевое обеспечение, борьба с бронированными машинами;
Практические знания: полевой поход, отработка элементов боя, ведение огня по противнику, разведка;
Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность;
Форма проведения: тестирование, рефлексия, практическое занятие
6. Медицинская подготовка (10 часов).
6.1. Оказание доврачебной помощи в полевых условиях.
Теоретические знания: изучение оказания первой медицинской помощи при обморожениях, несчастных случаях, поражение отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, при радиационных поражениях; изучение выполнения мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, симптоматика заболеваний;
Практические знания: умение оказать первую медицинскую помощь в полевых условиях, используя подручные материалы;
Методы и приемы: словесный, наглядность;
Форма проведения: рефлексия, практическое занятие.
7. Психологическая подготовка (10 часов).
7.1. Специфика жизнедеятельности в воинском коллективе.
Теоретические знания: правила руководства и лидерства, управления коллективом, собой; типов конфликтов, управления конфликтной ситуацией, управление эмоциональным состоянием; профессионального самоопределения.;
Практические знания: умение контролировать эмоции, снятие стресса;
Методы и приемы: словесный, наглядность, беседа, рассказ;
Форма проведения: тестирование, рефлексия, тренинг.
8. Туристская подготовка (12 часов).
8.1. Особенности подготовки и организации похода.
Теоретические знания: умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды, лекарственные растения и их применение.
Практические знания: организация похода;
Методы и приемы: словесный, наглядность, беседа,;
Форма проведения: поход, тестирование, рефлексия, тренинг.
Итоговое занятие. Соревнование. (1 час)
Ожидаемые результаты
В результате изучения некоторых вопросов истории органов пограничной службы и Вооруженных Сил Республики Беларусь, тактической подготовки, огневой подготовки, тактики пограничной службы, военной топографии, Общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь, положений Строевого устава Вооруженных Сил Республики Беларусь и получения практических навыков в их выполнении воспитанники должны:
2-й год обучения
Иметь представление:
о символах воинской чести и роли военнослужащего как защитника Отечества;
о назначении, устройстве и работе частей и механизмов автомата Калашникова;
о назначении, боевых свойствах, тактико-технических характеристиках (ТТХ), устройствах и работе частей и механизмов пистолета ПМ, ручных гранат и их боевом применении;
об основных положениях законодательства о Государственной границе Республики Беларусь и об органах пограничной службы Республики Беларусь;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
Знать:
основные понятия о воинской обязанности;
основные положения Общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь;
правила и меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами и имитационными средствами;
основы стрельбы из стрелкового оружия;
назначение, боевые свойства, тактико-технические характеристики, устройство АК-74 и его боевое применение;
классификацию и изображение на карте основных топографических элементов местности;
строи отделения и команды, подаваемые для построения, движения и перестроения отделения, взвода на месте и в движении;
основы здорового образа жизни, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов
Уметь:
стрелять из пневматического оружия;
снаряжать магазин автомата Калашникова;
снаряжать магазин ПМ;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку ПМ;
читать топографическую карту;
четко и красиво выполнять строевые приемы и движения без оружия;
четко и молодцевато выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
правильно действовать в строях отделения, взвода;
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки.
Формы подведения итогов реализации программы
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются:
1. Анализ результатов диагностики, сдачи зачетов, нормативов.
2. Анализ результатов участия обучающихся в соревнованиях.
3. Анкетирование, тестирование, собеседование.
Основной метод диагностики уровня обученности и воспитанности детей – педагогическое наблюдение и тестирование. Уровень знаний и умений полученный при изучении разделов «Строевая подготовка», «Огневая подготовка» и «Прикладная подготовка» проверяется во время участия в соревнованиях, по строевой подготовке – ежегодном смотре строя и песни. Уровень теоретической подготовки отслеживается методом педагогического наблюдения и тестирования.
Оценочные материалы
Тесты, викторины, промежуточные и итоговые тесты, карточка учета результатов обучения, участие в соревнованиях, конкурсах. (Приложение).
Формы и методы реализации программы
Методика работы по программе характеризуется общим поиском эффективных технологий, позволяющих конструктивно воздействовать как на развитие физических качеств подростков, на решение их индивидуально-личностных проблем, так и на совершенствование среды их жизнедеятельности. Но главным образом, на поддержку подростка, имеющего проблемы психического, социально-бытового или социально-экономического плана. Важнейшее требование к занятиям:
- дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности;
- формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний. Нами предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.
Методы, используемые в процессе обучения
Все используемые методы условно можно разделить на группы:
- методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
- методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
Словесные методы – рассказ, лекция, беседа, дискуссия, опрос, этическая беседа, диспут, инструкция, объяснение.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п. Может сопровождаться показом.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных умений, знаний и навыков.
Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация достижений обучаемых, определение ошибок и путей их исправления. Анкетирование, опрос учащихся позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств обучающихся и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на обучающихся.
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа) дает возможность для согласованного воздействия на обучаемого, педагогов и родителей.
Основными формами обучения являются:
- теоретические занятия;
- практические занятия;
- военно-спортивные игры, конкурсы, викторины, турниры;
- встречи с ветеранами военной службы, ветеранами боевых действий;
- экскурсии.
Образовательные технологии
В основе образовательного процесса лежат следующие технологии (по классификации Г.К.Селевко) или их элементы: развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, игровые, здоровьесберегающие.
Алгоритм учебного занятия
1. Организационный момент, повторение ранее усвоенных знаний и умений. 2. Постановка задачи, открытие новых знаний. 3. Физкультминутка. 4. Первичное закрепление материала. 5. Выполнение самостоятельной работы. 6. Подведение итога занятия.
Литература и информационные ресурсы
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2022.
2.Типовые программы (военно-патриотический профиль, физкультурно-спортивный профиль)от 02.11.2017, 8/32482.
3. Белоусов, Н.А. Начальная военная подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. – Минск: Университетское, 1985.
4. Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. – Минск: РИВШ, 2015. – 253 с.
5. Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
6. Гісторыя Беларусі (у кантэксце сусветных цывілізацый): Вучэб. дап. / В.І. Галубовіч [і інш.]; 3-е выд. Пад рэд. В.І. Галубовіча і Ю.М. Бохана. – Мінск : Экаперспектыва, 2007. – 472 с.
7. Долгович, Б.Д. Беларусь в годы Великой Отечественной войны. – Мн.: Полымя, 1994.
8. Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства / О.П. Князев (и др.]. –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
9. Пособие по основам военно-педагогических знаний, военной топографии, военномедицинской подготовке, радиационной, химической и бактериологической защите / Министерство образования, учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»; составители А.Н. Родионов [и др.]; рецензент В.А. Лисовский, А.Н. Глебов. – Гродно: 2007. – 233 с.
10. Специальная военная подготовка: в 2 ч. / А.В. Дрокин, В.Н. Коробач, И.А. Полуян; рец. В.М. Муха, Министерство здравоохранения, учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет», 2013. – 242 с.
11. История Беларуси с древнейших времен до 2013 г.: учебное пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик. – Минск: Вышэйшая школа, 2013. – 558 с.
10. Федоренко, А.В. Методические рекомендации для организации и проведения методических занятий по физической подготовке / А.В. Федоренко, В.В. Ращупкин; ВА РБ. – Минск: Издание академии, 2001. – 72 с.
Литература для педагога
1.Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе И.А.Агапова. — М.: Айриспресс, 2002. – 150 с.
2.Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект А.Н.Вырщиков. — Волгоград, 2001.- 200 с.
3.Глыжко, Л.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи (опыт работы центра доп. образования Л.И.Глыжко, С.А. Пищулин// Внешкольник. — 2002. — С.11-12. 4.Зеленин, А.А.и др. Методическое пособие по организации и проведению военноспортивных игр, конкурсов и соревнований А.А.Зеленин,С.И.Мешкова, А.В.Мешков. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-163с.
5.Иванова, И. Больше, чем игра…: «Зарница»: вчера, сегодня, завтра И. Иванова // Военные знания. — 2003. — №2. — С.32-33.
6.Кульков, Ю.В. Военно-патриотический клуб «Патриот» Ю.В.Кульков// Физическая культура в школе. — 2003. — №1. — С.52-54.
7.Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности Н.В.Мазыкина // Внешкольник . -2002. — №5. — С.5-8.
8.Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе С.Рожков // Педагогический вестик. — 2003. — №12.- С.7
9.Салихова, Р. Воспитание гражданина Р.Салихова, Г.Ахметжанова // Воспитание школьников: Теоретический и научно-методический журнал. – 2003 . — №1. — С.2-8. 10.Федоровская, Г. О критериях оценок при проведении соревнований военнопатриотической направленности Г.Федоровская // Воспитание школьников. — 2002. — №10. — С.25-29.
Литература для детей
- Апакидзе, В. В. Строевая подготовка. Учебное пособие / В.В. Апакидзе, Р.Г. Дуков. – М.: Воениздат, 1988.
- Атпманюк, Л. Г. Гражданская оборона / Л. Г. Атаманюк. – М.: Высшая школа, 1986.
- Белоусов, Н. А. Начальная военная подготовка учащихся / Н. А. Белоусов. – Мн.: Университетское, 1985.
- Болотин, Д. Н. История развития отечественного стрелкового оружия / Д.Н. Болотин. – М.: Воениздат, 1983.
- Бушманов, К. А. Полезные советы воину / К.А. Бушманов, [и др.]; – М.: Воениздат, 1975.
- Военная доктрина Республики Беларусь, утверждена Законом Республики Беларусь от 03.01.2002 г. №74-3.
- Волковский, Н.Л. История информационных войн / Н. Л. Волковскнй Спб. – Полигон, 2003.
- Гамолко, С. Н. Войны 21 века / С. Н. Гамолко // Военная газета. – 2006. – 31 марта.
- Гамолко, С. Н. Демократия на экспорт / С. Н. Гамолко // Военная газета. – 2005. – 18 октября.
- Гамолко, С. Н. Исторический и боевой опыт возникновения воинских уставов и их значение в солдатской службе 21 века. Сборник в помощь руководителям групп идеологической подготовки № 44 / С. Н. Гамолко – Минск.: ГКДУ ЦДО ВС РБ, 2005.
- Гамолко, С. Н. Патриотизм как основа морального духа войск. Сборник в помощь руководителям групп идеологической подготовки № 44 / С.Н. Гамолко. – Минск.: ГКДУ ЦДО ВС РБ, 2005.
- Гамолко, СН. Убежденность. Как её достичь, С.Н. Гамолко / журнал Армия. – 2004. – № 6.
- Горелов, Л. И. Медицинская помощь и защита населения в очагах массового поражения / Л.И. Горелов. – М.: Воениздат, 1971.
- Гусак, П. А. Начальная военная подготовка / П. Л. Гусак [и др.].– Мн.: Воениздат. 1975.
- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Республики Беларусь (утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 года №355). – Мн.: Уражай.2001.
- Дуков, Р. Г. Пособие по обучению молодых солдат / Р. Г. Дуков. – М.: Воениздат, 1973.
- Ермаков, В. С. Методика тактико-специальной подготовки сержантов инженерных войск / В. С. Ермаков [и др.]. – М.: Воениздат, 1977.
- Зайцев, А. П. Гражданская оборона / А. П. Зайцев. – М.: Воениздат, 1984.
- Зарубин, А. И. Закон армейской жизни / А. И. Зарубин. – М.: ДОСААФ, 1985.
- Зыков, А. И. Методика начального военного обучения / А. И. Зыков [и др.). – М: Просвещение, 1987.
- Ионов, Г. А. Умей действовать на местности / Г. А. Ионов [и др.]. – М.: ДОСААФ, 1976.
- Князев, С. Н. Основы идеологии Белорусского государства / О. П. Князев (и др.]. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
- Королев, К. Учись умело использовать местность / К. Королев. – М.: Воениздат, 1955.
- Ларичев, А. Д. Гражданская оборона / А. Д. Ларичев – М.: Советская Россия, 1977.
- Лови, А. А. Правила стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов / А. А. Лови [и др.]. – М.: Воениздат, 1972.
- Лощилов, А. К. Пособие по обучению молодого солдата. Огневая подготовка / А. К. Лощилов – М.: ДОСААФ, 1973.
- Лощилов, А. К. Тактическая подготовка / А. К. Лощилов [и др.]. – М.: Воениздат, 1969.
- Организация и методика проведения занятий по гражданской обороне. – М.: Атомиздат, 1972.
- Позднеев, А. Творцы отечественного оружия / А. Позднеев. – М.: Воениздат, 1955.
- Рыбян, А. А. Подразделения в ночном бою / А. А. Рыбян. – М: Воениздат, 1984.
- Савкин, В. Е. Основные принципы оперативного искусства и тактики / В. Е. Савкин. – М.: Воениздат, 1972.
- Савченко, С. С. Методика огневой подготовки / С. С. Савченко [и др.]. – М.: Воениздат, 1969.
- Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь».
- Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время.
- Методическое пособие/ П.А.Киселев, С.Б Киселева, Е.П.Киселева. – М.: Планета,2013.
- Программа факультативных занятий «Играем в футбол» для учащихся V-XI классов общеобразовательных учреждений / авт-сост. В.С. Овчаров. - Минск, 2009.
- Решитько В. Л. Техническая подготовка юных футболистов: методич. рекомендации / В. Л. Решитько. - М., 1994. – 18 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА УЧЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Юный защитник»
год обучения______________________
Ф.И.О. педагога ___________________________
дата наблюдения__________________________________
Ф.И. учащегося, возраст
|
Теоретическая подготовка
|
Практическая подготовка
|
Теоретические знания
|
Владение специальной терминологией
|
Практические умения и навыки
|
Владение знаниями и навыками военно-прикладной подготовки
|
Практические умения и навыки
|
1 полугодие
|
2 полугодие
|
1 полугод.
|
2 полугод.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Метод диагностики.
Наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письмен.).
Собеседование (индивидуальное и групповое) и др. Практическое задание и др. Практическое задание и др. Практическое задание и др.
раскрыть » / « свернуть